За что нельзя ругать ученика?

За что нельзя ругать ученика?
Тренерам на заметку:
Тренировки, соревнования, соревнования, тренировки – бесконечный и необходимый путь теннисного совершенствования. И как много на этом пути в разной степени эмоциональных тренерских монологов, фраз и просто слов адресовано игроку!
Большую часть, конечно же, занимают замечания критического характера, покуда именно они указывают на ошибки и недочёты и именно с их помощью юный теннисист узнаёт, что и где «не так» 
в его игре и вовремя её корректирует. Какие-то тренерские слова пролетают мимо ушей, какие-то, напротив, производят столь сильное впечатление, что начинают в прямом смысле мешать. Порой именно неаккуратные, сгоряча сказанные слова (как назло!) настолько прочно заседают в голове игрока, что выбить их оттуда потом весьма и весьма сложно. И вместе с тем необходимо. Ах, если бы была «золотая середина»…
Итак, поговорим о том, за что нельзя ругать ваших юных подопечных. 
1. Нельзя ругать за проигрыш или за победу «не с тем» счётом. Победа, поражение, счёт – это результат. Он лишь отражает общую содержательную картину матча и его итог. При этом счёт не всегда «отзеркаливает» реальное положение дел и не всегда может дать точное представление об игре. Ведь, согласитесь, 3:6 можно проиграть по-разному – можно в борьбе, цепляясь за каждое очко, стирая подошвы и натирая мозоли, а можно – без особых усилий, старания и тактической мысли. Именно на это тренер должен обратить внимание! На то, что было внутри матча – на желание бороться, проявленные волевые качества, характер, умение справляться с волнением, умение сосредоточиться, сконцентрироваться в решающий момент, умение думать, умение играть под давлением, умение реализовать свои возможности и выполнить установку тренера и т.д. Содержание игры должно стать поводом для анализа, а не счёт, записанный в итоговом протоколе или занятое место. В противном случае игрок будет исходить из поверхностных, второстепенных критериев оценки собственной игры. А это в свою очередь может привести к повышению уровня тревожности (в том числе и во время матча), колебаниям самооценки, страху проиграть, ошибиться, включению защитных психологических механизмов (в том числе и психосоматических реакций) и т.д. Возьмите за правило не зацикливаться на результате, а разговаривать «по существу» - что получилось и над чем нужно поработать.
2. Нельзя ругать личность игрока. Подвергайте критике неверное движение, ошибочно совершённое действие, неправильное выполнение задания, но не самого игрока и присущие ему индивидуальные качества. В особенности выражения «тормоз», «чайник», «тупица», «тряпка» и тому подобное - это уже не критика, это унижения. И бесследно они не пройдут, обязательно отразятся на самооценке, уверенности и отношении к тренеру. Поэтому чтобы сохранить в психологическом здравии «личность» ученика, не пошатнуть его внутреннее равновесие, и одновременно с этим рассчитывать, что ваши слова услышат и правильно на них отреагируют, нужно «бить» по ошибкам, а не по тому, кто их совершает. В этом, наверное, и заключается тренерский профессионализм – подобрать такие слова, чтобы добиться максимального эффекта и при этом не навредить. А грань эта меж тем очень тонкая. Что касается того, как говорить. Говорить по возможности нужно спокойно, чётко и уверенно. Тогда слова, а вместе с тем и передаваемые тренером эмоции пойдут в плюс. Помните, какой посыл вы игроку зададите, с тем он на корт и выйдет. 
Это, пожалуй, основные моменты, которые нужно учитывать.
Уважаемые тренеры, берегите себя и своих учеников! Удачи вам!